Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
Ханты-Мансийск 2005
Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
Ханты-Мансийск 2005
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
«...Народное искусство - прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох...»
Н ародные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского авто­номного округа - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси, коми, русских, ненцев. Сама тради­ция ремесла корнями уходит в глубь веков и питается сакральным содержанием ритуа­лов, календарных праздников и обрядов.
Народное искусство - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и тра­диции, уникальность ручного труда и вариативность. Сакральный смысл привел к сложению определенных канонов, ставших со временем традициями. Существуют определенные типы национальной одежды, а также предметы, связанные с рождени­ем ребенка, со свадебными, погребальными и промысловыми обрядами.
У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этни­ческим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сло­жившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции прояв­ляются в предметах материальной культуры - одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.
В условиях традиционного хозяйства орнаментированные изделия создавались для личного и домашнего потребления с целью удовлетворения практических и эсте­тических запросов. В каждой семье самостоятельно производилось практически все необходимое. Мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты.
Художественные традиции народов, включающие в себя устойчивые образы и сюжеты, технические приемы сформировались позже, чем древние ремесла. Тради­ционные каноны ремесла не требовали специальных знаний и особой квалифика­ции, были доступны всем.
Как правило, ремесла у многих народов до сих пор существуют в форме домаш­них и представлены следующими основными направлениями:
• работа с мехом;                      • работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей;
• резьба по кости;                      • резьба по дереву;
• работа с берестой;                 • плетение из корней кедра;
• плетение из травы;                 • ткачество;
• работа с тканью;                     • вязание, вышивка нитками;
• работа с бисером;                  • работа с глиной.
3
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РАБОТА С МЕХОМ
Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело явля­ется женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у хантов, манси и коми относятся одежда и обувь, меш­ки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими со­ставами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильны­ми нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа с синонимией фона и узора.
В настоящее время наиболее распространенной являет­ся традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют шубы, малицы, парки, гуси, обувь, капоры. Женские шубы и мужские парки украшаются полосами меховой мозаики, вставками в швы суконного канта. Для малиц характерна де­коративная отделка суконным кантом, а для меховых гусей -суконными кисточками. Меховую обувь (кисы) изготавлива­ют из оленьих лап - камуса. Украшают орнаментальными полосками и чередованием светлых и темных полос. В боль­шинстве случаев для конструктивных швов применяется разноцветное сукно. Внешне женская обувь отличается от мужской наличием украшений из цветных полосок на подъ­еме. Встречается обувь, украшенная мозаикой из меха.
Широко распространены меховые мешки и сумки, тра­диционно используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок и мешков полуовальная, вертикаль­но или горизонтально вытянутая. Применяются различные способы декорирования: орнаментация, чередование тем­но-белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, метал­лические подвески и нашивки. В технике меховой мозаики на мешках и сумках выполняется как орнамент ленточного типа с синонимией фона и узора, так и центральная розетка. В большинстве случаев украшается вся поверхность изде­лия. В случае изготовления сумочки из лобной части оле­ньей шкуры декорируются только естественные отверстия шкуры, в частности, глазницы.
4
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РАБОТА С РОВДУГОЙ И РЫБЬЕЙ КОЖЕЙ
Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется глав­ным образом для шитья летней обуви. В XVIII-XIX вв. из ровдуги шили верхнюю плечевую одежду, штаны.
В настоящее время обработка ровдуги практикуется у хантов и манси Березовского района и хантов Белоярско-го района. Ханты р. Казым (Белоярский район) из ровдуги, выделанной из летнего камуса, изготавливают игольни­цы, пришиваемые к сумочкам для рукоделия, и летнюю обувь.
Узор на ровдугу наносится растительной краской, получаемой из отвара березовой коры. Орнамент на все изделия из ровдуги первоначально наносят специальной заостренной палочкой, которая создает контур узора. За­тем орнамент закрашивают с помощью палочки, имеющей форму лопатки.
Выделанная кожа рыб (налима) раньше широко ис­пользовалась для изготовления традиционной утвари у некоторых групп хантов и манси. Из рыбьей кожи шили одежду - рубахи, халаты, штаны, а также хозяйственные мешки.
В настоящее время встречаются хозяйственные меш­ки для хранения муки, сушеной рыбы. Сумочки из кожи налима изготавливаются из полос налимьей кожи, а затем окрашиваются натуральным красителем.
С 2001 г. Учреждение Ханты-Мансийского автономно­го округа - Югры «Центр народных художественных про­мыслов и ремесел» проводит научно-исследовательские и прикладные работы по изучению и восстановлению тех­нологии обработки рыбьей кожи.
В Центре ремесел были проведены научно-практичес­кие семинары по обработке рыбьей кожи и мастер-классы с участием народных мастеров, владеющих этой техноло­гией. В 2004 году по итогам этих мероприятий было изда­но методическое пособие «Обработка рыбьей кожи».
5
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Обработка кости является традиционным занятием коренного населения Югры. В XIX - XX вв. из кости из­готавливали в основном предметы, имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха, пряслица, крепилки для ниток, иглы и проколки, детали оленьей упряжи, курительные трубки, рукоятки но­жей, ручки для берестяных сосудов, штампики, а также на­кладки и пряжки для мужских поясов. Для обработки, как правило, использовали оленью кость, рог. Кость предва­рительно вываривали, а затем резали ножом. Использова­ли такие приемы, как трехгранно-выемчатая, циркульная, контурная и точечная резьба, профилировка краев.
К числу наиболее архаичных изделий из кости относятся щитки лучника - защитные пластинки, накладывавшиеся на большой палец руки при стрельбе из лука. Щитки имеют вы­гнутую форму и отверстия для ремешков по бокам. Внешняя поверхность щитка орнаментирована. У восточных хантов преобладают узоры, созданные точечной, циркульной и кон­турной резьбой. У северных хантов приемом контурной резь­бы выполнены изображения «медведя», «выдры», «бобра».
Резные крепилки из кости были распространены у восточных хантов. Они представляют собой костяные пластинки овальной или четырехугольной формы с про­резями по всему периметру. Сквозную резьбу дополняют трехгранно-выемчатая и точечная техники.
В настоящее время сохраняется традиция изготов­ления из кости резных накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи. Накладные пластинки мужских поясов имеют самую разнообразную форму, про­рабатываются в технике сквозной резьбы и иногда имеют подкладной фон.
Обработка кости в настоящее время сохраняется на территории проживания восточных и северных хантов, се­верных манси.
6
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА И ТРАВЫ
Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше являлся одним из на­иболее востребованных в быту материалом у хантов и манси. В настоящее время сохраняется традиция изготовления пле­теных из корня коробок, так называемых корневатиков.
По форме плетеные коробки бывают круглые, овальные и подпрямоугольные в плане. Стенки круглых коробочек рас­ширяются, начиная от дна, а к крышке снова сужаются; у под-прямоугольных стенки вертикальные и лишь в верхней части резко сужаются. Крышки накладные, плоские, конусовидные, четырехскатные или с уступами. Размеры плетеных коро­бок по районам варьируются. Стенки и крышка украшаются геометрическим узором, который получается при вплетении полосок, окрашенных естественным красителем, чаще всего из отвара коры лиственницы. Такие коробки применяют для хранения швейных принадлежностей.
Для изготовления циновок, которые широко применялись для покрытия пола, стен, ханты и манси использовали высу­шенную траву (осоку). Известны циновки прямоугольные и круглые, с орнаментом и без. В настоящее время одной из наиболее простейших технологий их изготовления является сшивание сплетенных из травы полос в большое полотнище. Так, восточные ханты первоначально изготавливают узкие полоски длиной до 30 см, затем от них отрезают куски нуж­ной длины, которые соединяют сухожильными нитями. Края циновок обшивают налимьей кожей, выкрашенной красной краской, или ровдугой. Узор получают путем вплетения лыка ивы. Лыко снимают из-под слоя коры, а затем выдерживают в земле, пока оно не почернеет и не станет мягким. В неко­торых местах лыко предварительно вымачивали дочерна в болотной жиже. Декор представляет собой сетку из простых геометрических фигур: квадраты, ромбы. Орнаментирован­ные экземпляры циновок в настоящее время представляют исключительную редкость.
Плетение из корней кедра и травы в настоящее время практикуется у северных и восточных хантов.
7
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси, коми из дерева дела­ют некоторые виды домашней посуды, утвари, модели
традиционных транспортных средств, жилища и хозяйст-
w венные постройки, игрушки, музыкальные инструменты.
Используют при этом древесину березы, кедра, листвен­ницы, осины.
У русских и коми распространены трехгранно-выем­чатая, пропильная и скульптурная резьба, долбление. Яр­ким образцом этого ремесла является домовая резьба -наличники, подзоры, причелины, прялки и т.д. В русских деревнях практиковалось и бондарное ремесло.
Среди деревянных изделий хантыйских, мансийских и коми мастеров большой популярностью пользуются различ­ные виды домашней утвари: блюда, черпаки, чашки и т.п.
Основная форма хантыйских и мансийских блюд -прямоугольная с закругленными углами. Внутренняя по­верхность блюд тщательно обрабатывается, стенки плав­но переходят в дно. Форма и размер черпаков варьируют­ся. Как правило, все они имеют неглубокую черпальную часть круглую, четырехугольную или многоугольную в пла­не, иногда вытянутую вдоль или поперек. Черпаки имеют длинную ручку, которая в нижней части бывает трехгран­ной, а в верхней - четырехгранной. К настоящему вре­мени оказалась утраченной традиция украшения ручек черпаков трехгранно-выемчатой резьбой. Раньше конец черпака декорировался резными зооморфными фигур­ками, деревянными кольцами, цепями, вырезанными из цельного куска дерева.
Некоторые мастера изготавливают из дерева крюки для подвешивания колыбели. Такой крюк состоит из че-тырех-пяти резных звеньев (общая длина около 1 м) и делается из цельного куска дерева. В прорезях звеньев
8
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
помещаются колышки, которые перекатываются и гремят при покачивании колыбели. Нижнее звено заканчивается двойным крюком.
Многочисленны и разнообразны традиционные дет­ские игрушки из дерева. Однако к настоящему времени многие из них утрачены. Так, в начале XX в. у васюганс-ких хантов была игра «топись», напоминавшая шахматы. Казымские ханты вырезали из дерева фигуры для игры в «Тось-чер-вой». Среди современных традиционных игру­шек из дерева наиболее популярен олень из щепы. Таких оленей могут вырезать как взрослые, так и дети. Игруш­ками служат также модели лука и стрел, лодок с веслами, нарт, сверл, берестяного чума и т.п.
Особую категорию традиционных для хантов и манси изделий из дерева представляют разнообразные транс­портные средства: лодки-долбленки, нарты, лыжи. Они и в настоящее время сохраняют свою производственную ак­туальность и являются востребованными как в среде ко­ренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязатель­ных для каждого мужчины занятий. В настоящее время круг этих умельцев значительно сократился, но еще остались мастера, владеющие традиционной технологией.
К числу редких изделий этого круга предметов относят­ся художественно выполненные весла с элементами скуль­птурной и трехгранно-выемчатой резьбы, которые фикси­ровались в конце XIX - начале XX в. у северных хантов и манси. Отличительной чертой таких весел являлась ручка, конец которой часто имел форму птичьей головы, а чере­нок- прорези с вырезанными в них колышками.
Традиционные приемы художественной обработ­ки дерева относятся к числу исчезающих на территории Югры. И если хантыйские и мансийские технологии имеют потенциал к возрождению на базе национальных школ ис­кусств, то русские и коми традиции зачастую придаются забвению.
9
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РАБОТА С БЕРЕСТОЙ
Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства -исконно женской сферы деятельности. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У хантов и манси он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюр­ных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов. Чаши для хранения продуктов питания или мелких предметов по настоящее время изготавливают как из весенне-осенней, так и летней бересты. В первом случае орнамент наносит­ся техникой процарапывания или выскабливания на боко­вые поверхности чаши, иногда, в случае изготовления из двойного слоя бересты, и на внутреннюю. Отличительной стилистической чертой выскобленных узоров является кон-турность образующей линии. Летняя береста окрашивает­ся естественными красителями или не орнаментируется.
Для восточнохантыйского декора в целом характерны изгибы орнаментальной линии под прямым углом. Выскоб­ленная орнаментация на поверхности изделий и по сей день принимает очертания прямо- и криволинейных стили­зованных изображений с различной степенью абстрагиро­вания. Они именуются «червями» и походят на стилизован­ное изображение «медведя» у северных хантов.
Аганские ханты применяют технику накладной берес­ты по зачерненному фону. На сосудах аппликация по за­черненной бересте идет во всю ширину стенок и состоит из двух горизонтальных бордюров основного и окаймля­ющего его снизу. Оригинальностью по сравнению с вы­скобленными узорами характеризовалась и конфигурация аппликативных бордюров - сложные широкоплоскостные непрерывные бордюры выполняют роль основного узора.
Сургутские ханты берестяные коробки декорируют в тех­нике раскраски. Для этого применяется растительный краси­тель, дающий красно-коричневый цвет и акварельные краски. Орнаментальная линия имеет прямолинейные очертания.
Во второй половине XX в. среди орнаментирован­ной бересты восточных хантов наметились изменения.
10
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
Во-первых, подавляющее большинство узоров имеет кри­волинейные очертания. Это обусловлено нарастанием криволинейности в васюганско-ваховских орнаментах и практически исчезновением здесь прямолинейности. А расцвет берестяной орнаментики именно у этой группы хантов привел к тому, что она в подавляющей степени оп­ределяет общую восточнохантыйскую картину.
Для хранения вещей восточные ханты используют ко­робки из пихтовой коры круглые или овальные. Чаще все­го они комбинированные: из коры изготавливается наруж­ная стенка, а дно, крышка и внутренняя стенка из бересты. Полоса коры изогнута таким образом, что ее гладкий внут­ренний слой оказывается наружной стенкой коробки. По устью коробки проходят два обруча из черемухи, вместе со стенкой они обшиваются сухожильной ниткой. Крышка коробки накладная или вставная. На наружную стенку, как правило, наносится узор естественными красителями, в последнее время применяются покупные красители. Для декора применяют геометрический орнамент. На стенке крышки - аппликация из бересты на зачерненном фоне.
Самыми искусными изделиями из бересты отличают­ся казымские ханты. Из всего многообразия берестяных предметов, описанных ранее исследователями, в настоя­щее время орнаментируются лишь некоторые: заплечные кузова, набирушки для ягод, коробоки для хранения руко­дельных принадлежностей, дневная и ночная колыбели, женские ножны, чаши для хранения мелких предметов и табакерки. Переднюю часть кузова и набирушки занимает розетка. Как правило, изображение заключено в рамку из простейшего бордюра, но иногда бордюром является до­вольно сложный мотив ленточного типа. Казымские мас­терицы орнаментируют и крышки заплечных кузовов.
Выскобленным орнаментом украшаются и небольшие четырехугольные чаши для хранения различных продук­тов. Орнамент наносится на боковые поверхности, иногда, в случае изготовления чаши из двойного слоя бересты, и на внутреннюю.
11
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
В узорах встречаются как геометрические мотивы, так и стилизованные изображения животных.
Берестяные коробки для рукоделия имеют круглую или подпрямоугольную форму. Орнаментируются наруж­ные боковые поверхности и крышка. Боковая поверхность коробок прямоугольной формы разделяется с помощью черемуховых пластинок на секции и, как правило, укра­шается довольно сложным геометрическим орнаментом, расположенным вертикально. Крышка орнаментируется геометрическим узором. Боковые поверхности круглых ко­робок украшают стилизованные изображения с криволи­нейными очертаниями.
Ночные и дневные орнаментированные колыбели казымских хантов также имеют сложную декоративную отделку. Внешние поверхности спинки и бортов делятся черемуховыми планками на зоны, в каждой из которых процарапывается узор.
У хантов и манси береста применялась и для изготов­ления отдельных деталей костюма. В конце XIX - начале XX в. из бересты делали детские наколенники, обрядовые маски для медвежьего праздника и т.п.
Из бересты русские старожилы выполняли туеса, ку­зова, емкости для сыпучих продуктов и для хранения мо­лока по своим традиционным технологиям и формам.
12
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
ВЯЗАНИЕ, ВЫШИВКА НИТКАМИ
Традиционно у народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа, вышивка, плете­ние и вязание нитками являются женскими ремеслами.
С русским населением связано распространение в регионе вышивки одинарным крестом, тамбурным швом, гладью, ришелье, филейной техники, а также вязания крючком и плетения на коклюшках. К числу наиболее по­пулярных вышитых изделий относятся полотенца, скатер­ти, салфетки, подзоры, покрывала и т.п. На коклюшках из­готавливали салфетки, воротники, косынки.
К особому виду ремесла можно отнести вязание крюч­ком круглых ковриков («кружков») с круговыми полосами в сочетании со спиралевидными лучами и с контрастными цветовыми прямоугольниками и др. Встречаются и оваль­ные коврики.
Кружевоплетение и вязание крючком не относятся к разряду традиционных занятий хантов и манси. Для них характерны вышивка и вязание шерстяными нитками. Вышивкой шерстяными нитками в основном украшалась одежда из крапивного полотна. Однако с выходом из бы­тования этой одежды были утрачены и приемы вышивки. Образцы вышитых изделий сохранились в музейных кол­лекциях, на основе изучения которых к настоящему вре­мени восстановлены приемы южнохантыйской вышивки.
Вязание шерстяными нитками на пяти спицах в на­стоящее время сохраняется у северных групп хантов и манси. Из цветных ниток вяжут традиционные чулки, ру­кавицы и одежду современного образца (свитера, шапки, шарфы и т.п.).
Традиционное вязание сохраняется и у коми, которые изготавливают таким способом чулки и рукавицы. Отличи­тельными признаками зырянских вязаных изделий явля­ются глубокие цвета и крупные геометрические орнамен­ты розеточного типа.
13
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
ТКАЧЕСТВО
Ткачество является традиционным женским заняти­ем как для коренного населения - хантов и манси, так и для русских и коми. При этом для обских угров в большей степени характерно использование для производства тка­ни крапивных ниток (крапивное ткачество), для русских и коми - конопли, льна. Кроме того, и те, и другие практико­вали ткачество полушерстяного полотна (сукманины).
В XVIII - начале XX в. из крапивного полотна ханты (остяки) и манси (вогулы) шили одежду (рубахи, халаты, штаны), которую украшали вышивкой шерстяными нитка­ми и бисером. Сукманину использовали для шитья верхней одежды и обуви. Однако с широким распространением тка­ней фабричного производства местная традиция ткачества постепенно угасла и была утрачена в начале XX в.
В среде русского населения до середины XX в. прак­тиковалось изготовление разных сортов ткани из льна. Наиболее тонкий холст использовали для одежды, в ос­новном нижних рубах и праздничных полотенец.
Повсеместно тканье осуществлялось на горизонталь­ном ткацком станке (русское название - кросна). Получа­емая ткань имела полотняное переплетение нитей. Такой станок еще использовали в конце XX в. для изготовления разнообразных «дорожек», «половиков» и т.п. из лоску­та и шерстяных окрашенных нитей. Простейшие ткацкие приемы позволяли получать половики с рисунком «в по­перечную полоску», «клетка», «звездочка» (ступенчатые розетки) и «елочка» (лучевые полуромбы).
С 2002 г. в Центре народных художественных промыс­лов и ремесел ведется работа по возрождению крапивного ткачества. По итогам научно-практических конференций, проведенных по этой теме, в 2003 г. издан сборник тези­сов «Крапивное ткачество».
14
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РАБОТА С ТКАНЬЮ
Ткань - один из наиболее востребованных матери­алов для народного творчества. Традиционно на терри­тории Югры развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика).
Аппликативными орнаментами ханты и манси украша­ют одежду и утварь из ткани и меха, нашивая вырезанные из ткани узоры мелкими стежками потайным швом. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками. Во второй половине XX в. апплика­ция на ткани приобрела сложную орнаментальную струк­туру. Помимо полос, волнистых треугольников и т.п., стали использоваться сложные орнаменты, характерные для мо­заики. Наиболее широкое развитие аппликация получила у обских хантов, где в этой технике выполняются сложнейшие геометрические узоры. Нанесение узора техникой апплика­ции производится одинаково контрастным цветом. Сами же обские мастерицы говорят так: «По Оби проезжает много лю­дей, поэтому мы должны быть нарядно одетыми». Этим они объясняют большую узорчатость своих платьев и халатов.
Подушки продолговатой формы орнаментируются от­дельными секциями по всей длине изделия. В большинст­ве случаев используются стилизованные изображения, нашивается розетка с прямолинейными очертаниями.
Игольницы из сукна варьируются в зависимости от территории бытования. Встречаются игольницы круглой, овальной, прямоугольной форм. Основной тип декориро­вания - суконная мозаика, отделка конструктивных и деко­ративных швов сукном, подшейным оленьим волосом. Ши­роко используется бисер, бусы, металлические отливки.
Куклы (акань, паки) изготавливаются из лоскутков цветной ткани. Основу куклы составляет плотно сверну­тая ткань или разноцветные кусочки ткани, свернутые в форме овала или спирали. К основе пришивают одно или несколько платьев, халат, меховую шубу, платок (одежда варьируется). Дополнительными украшениями являются косы из жгутов шерстяной пряжи, а также бисерные низки. Одежда для кукол изготавливается из лоскутков ткани в соответствии с традиционными канонами.
15
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РАБОТА С БИСЕРОМ
Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных би­сером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.
По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные). Вы­шивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, накосные и нагрудные украшения, рукави­цы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду. По плотнос­ти и технике нашивки бисера различается несколько спо­собов. Так, например, бисерины пришивают по 1-5 в виде строчки или орнамента, стежком с двумя-тремя нанизан­ными бисеринами, крестом из пяти бисерин и т.д.
В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съем­ные украшения, такие, как шейно-нагрудные и накосные. В качестве съемных нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики.
В конце XX в. из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы на­шивают на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса. В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.
Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. На тер­ритории Югры эти занятия известны у хантов и манси пов­семестно, но при этом для каждой локальной группы ха­рактерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.
г
16
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
РАБОТА С ГЛИНОЙ
Глина относится к разряду наиболее доступных при­родных материалов. Археологические исследования сви­детельствуют о том, что в прошлом керамическое произ­водство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульпту­ру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь тра­диция изготовления из глины грузила.
Производство керамических изделий (сосудов, игру­шек) еще некоторое время назад существовало в русских поселениях. Керамические сосуды в основном изготав­ливались для собственных нужд. При этом применялись приемы ручной лепки.
Так, известно, что в Ханты-Мансийском районе в 1940-50-е гг. действовал кирпичный завод, где делали кир­пич трех видов: для внутренней кладки, керамический и глазурированный. Для кирпича использовали местную си­нюю глину. В течение года глина вылеживалась в глиноза-пасниках. В результате она разлагалась, обретала серый цвет и превращалась в мелкие жесткие комки. Местное название такой глины - «орешник».
На заводе, в том числе, делали кухонную посуду: крин­ки, корчаги, ладки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для этого использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым от­тенком. В 1930-1950-е гг. кроме кирпича и гончарной посу­ды на заводе делали игрушки - свистульки («пикульки»), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульп­тура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме.
К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным.
17
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
На протяжении последнего десятилетия государственные и обществен­ные структуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ведут актив­ную деятельность по возрождению и сохранению народных художествен­ных промыслов и ремесел. В настоящее время в этой сфере занято около 2 тыс. человек. На территории округа работает 24 организации: центры народных художественных промыслов и ремесел, центры национальных культур, предприятия промыслов.
Собранный научно-исследовательский, практический, методический материал открывает перспективу новой жизни забытых ремесел. Усилиями наших мастеров были возрождены утраченное искусство южнохантыйской и мансийской вышивки, технология обработки рыбьей кожи. В настоящее время ведутся работы по возрождению крапивного ткачества. В регионе развиваются художественная обработка бересты, меха и текстиля, плете­ние из корня кедра и пихты, лозоплетение.
Главный результат инновационных процессов в сфере народных худо­жественных промыслов - сохранение традиций как живой формы народно­го искусства сегодняшнего дня, создание благоприятной среды для соци­ально-культурной активности различных слоев населения.
Директор Учреждения
Ханты-Мансийского округа - Югры
«Центр народных художественных
промыслов и ремесел»                                                                                   О.Д. Бубновене
18
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
ЛИТЕРАТУРА
АлквистА. Среди хантов и манси: Путевые записки и этнографические заметки; перевод с немецкого и публикация д-ра наук Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 179 с.
Бауло А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 160 с.
Богордаева А.А. Цветовая символика в традиционной одежде обских угров // Вест­ник археологии, антропологии и этнографии. - Вып. 2. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 1999. -С. 98-104.
Богордаева А.А. Особенности покроя женских туникообразных рубах обских угров // Проблемы взаимодействия человека и природной среды: Материалы итоговой научной сессии Ученого совета Института проблем освоения Севера СО РАН, 2000 г. - Вып. 2. -Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. - С. 58-61.
Богордаева А.А. Сигнификативные функции одежды в традиционной обрядности об­ских угров // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Вып. 4. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2002. - С. 184-192.
Василевич Г.М. Типы обуви народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этног­рафии. - М.-Л.: АН СССР, 1963. - Т. XXI. - С. 5-64.
Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. - Новоси­бирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. - 240 с.
Глушкова Т.Н. Археологические ткани Западной Сибири. - Сургут: РИО СурГПИ, -2002. - 206 с.
Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург: УрОРАН, 1995.-606 с.
Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. - М.: Наука, 1980. -240 с.
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север: в 3 т.; т. 1. Общий обзор страны, ее естествен­ных богатств и промышленной деятельности населения. - М.: Либерея, 1995. - 376 с.
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север: в 3 т.; т. 3. Этнографические очерки местных инородцев. - М.: Либерея, 1996. - 208 с.
Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2000. - 138 с.
Иванов СВ. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- нача­ла XX вв. - М.-Л.: АН СССР, 1954. - 840 с.
Иванов СВ. Орнамент народов Сибири как исторический источник /по материалам XIX - начала XX в./ Народы Севера и Дальнего Востока. - М.-Л.: АН СССР, 1963. - 494 с.
Изделия остяков Тобольской губернии: Этнографическая коллекция Тобольского гу­бернского музея на I Западно-Сибирской выставке в г. Омске. - Тобольск, 1911. - 135 с.
Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. - 280 с.
Кастрен A.M. Сочинение в 2 т.; т. 2. Путешествие в Сибирь (1845-1849). - Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. - 352 с.
Клюева Н.И., Михайлова Е.А. Накосные украшения у народов Сибири: Материаль­ная и духовная культура народов Сибири // Сборник музея антропологии и этнографии. -Л.: Наука, 1988. - Т. XLII. - С. 105-128.
19
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск: ВО «Наука», 1992. -136 с.
Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. - 239 с.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. - Томск: Изд-во Том. ун­та, 1985.-384 с.
Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, гене­зис. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 261 с.
Патканов С.К. Сочинения в 2 т.; т. 1. Остяцкая молитва. - Тюмень: Изд-во Ю. Манд-рики, 1999.-400 с.
Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и I четв. XX столетия // СМАЭ.-1955.-Т. 16.-С. 41-146.
Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. -1953. -Вып. XV.-С. 123-233.
Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по дан­ным фольклора и обрядов). - Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское регио­нальное книжное издательство, 1993. - 208 с.
Рындина О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - Т. 3. - 640 с.
Рындина О.М. Камень и бисер: традиция и инновация в окультуренной среде обских угров // Система жизнеобеспечения традиционных обществ в древности и современнос­ти. Теория, методология, практика. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - С. 220-224.
Сирелиус УД. Домашние ремесла остяков и вогулов // Ежегодник Тобольского гу­бернского музея. - 1906. - Вып. XV. - С. 1-40.
Сирелиус У.Д. Домашние ремесла остяков и вогулов // Ежегодник Тобольского гу­бернского музея. - 1907. - Вып. XVI. - С. 40-69.
Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 344 с.
Соколова З.П. Путешествие в Югру. - М.: Мысль, 1982. - 173 с.
Сязи A.M. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. -Тюмень: ИПОС СО РАН, 1995.-176 с.
Сязи A.M. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.-248 с.
Taxmyeea A.M. Материальная культура юганских ханты. - Сургут: АИИК «Северный дом», 1993.-80 с.
Федорова Е.Г. Украшения верхней плечевой одежды // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Т. XLII. Материальная и духовная культура народов Сибири. - Л.: Наука, 1988.-С. 86-104.
Федорова Е.Г. Орнамент на одежде и утвари манси // Орнамент народов Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - С. 103-114.
Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. -СПб.: МАЭ РАН, 1994. - 284 с.
Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культу­ры хантов и манси. - СПб.: Европейский Дом, 2000. - 366 с.
Федорова Е.Г. Материальная культура // Салымский край. - Екатеринбург: Изд-во «Тезис», 2000.-344 с.
Справочно-информационное издание
Автор-составитель О.Д. Бубновене
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ
Редактор А.А. Богордаева
Ответственный за выпуск О.Д. Бубновене
Фотографии: ОД Бубновене, А.А. Богордаевой
Дизайн макета: А.С. Николаева, Т.В. Душко.
Верстка А. Козленко
Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Центр народных художественных промыслов и ремесел»
г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119, тел./факс (34671) 22-343
Отпечатано ГП «Полиграфист».
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Тюменской области,
628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 46. Тел. 3-29-84.

группа вКонтакте


Заказ сувениров

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика