Home // Учебка // Программа

Программа

Ни в какой книге, содержащей перечисление профессий, нет такой работы – обучение детей основам журналистики. К сожалению, научиться этому «ремеслу» тоже негде. Поэтому весь прошлый год, пока шла реализация  программы «ЮНПРЕСС» пришлось много учиться, делать  для себя открытия.  Прочитала, что нашла – и иностранное, и сугубо советское, отовсюду взяла рациональное зерно. Положила в основу. Остальное подсказали дети. Уважаемые члены жюри, коллеги, предлагаю вашему вниманию схему дополнительной образовательной программы, сложившуюся постепенно, за год ошибок и находок. 

1.     Введение или визитная карточка программы.

Программа «ЮНПРЕСС» имеет социально-педагогическую направленность. На базе творческой деятельности юные корреспонденты осваивают  газетное и телевизионное ремесло.

Актуальность программы.

Современное общество динамично развивается и обновляется. В связи с этим потребность человека в информатизации и информационных технологиях все более возрастает. Знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации программы, помогут подросткам  в учёбе и дальнейшей жизни.

Отличительная особенность и новизна  программы.

Каждый участник программы на протяжении учебного года выполняет определенную роль, эффективность которой связана с выполнением единой коллективной задачи – создание информационного продукта.

Обучающиеся  приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт, систематически выпуская информационные программы и репортажи.

Задачиразделены на обучающие, социальные, развивающие и воспитательные. Основополагающим направлением программы  является помощь обучающимся  в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми, включенной в систему практической журналистской деятельности. Программа имеет и национально-региональную направленность.

2. Технологический алгоритм реализации программы:

Условно программу можно поделить на  4 основных блока:

  1. Обязательный минимум.
  2. Практическая часть.
  3. Издательское дело.
  4. Психолого-педагогические игры и упражнения.

 

Методика подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.

Важно чтобы обучающиеся имея даже небольшой багаж знаний, сразу же на первых этапах обучения, включились в практическую работу, при этом идет процесс опережающего обучения.

Использование многообразия форм занятий, видов упражнений,  предполагает проведение лекций, семинаров, лабораторных и практических работ. Применяются  дидактические игры, тесты, тренинги, нестандартные формы организации занятий с использованием викторин, методов проектирования, «мозгового штурма», «круглого стола».

При изучении разделов «История журналистики» и «Редакционно-издательская деятельность», где на первый план выступает фактический материал, используются такие формы организации занятий, как тематические экскурсии в музеи, редакции и типографии, встречи со специалистами, которые дают возможность ребятам «прикоснуться к истории», познакомиться с  особенностями создания и деятельности различных (в том числе детских) печатных СМИ, обсудить сложные вопросы журналистской этики.

Демонстрация и наблюдение за работой профессионалов, как методы наглядного обучения, обеспечивают  старшеклассникам восприятие процесса создания печатного и телевизионного продукта в его динамике, расширяют кругозор обучающихся.

На занятиях по разделу «Мастерство журналиста» широко применяется технология проблемно-диалогического обучения, эвристическая беседа. Благодаря этому,  будущие журналисты открывают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления.

На занятиях по теме «Психология журналистики»  ребята учатся грамотно общаться, приобретают такие важные профессиональные качества журналиста как наблюдательность, умение эффективно работать с информацией.

На практических занятиях ребята, осваивают искусство слова, учатся выявлять в повседневной жизни события (факты), собирать интересную информацию, оперативно распоряжаться ею в выбранном для подачи материала газетном или телевизионном жанре, правильно «конструировать» тексты, придумывать заголовки.

Используются такие формы стимулирования и мотивации интереса к учению, как деловые, ролевые и развивающие игры.

В воспитательном отношении игра, моделируя различные жизненные ситуации, помогает будущим журналистам избавиться от неуверенности в себе, разобраться в своем эмоциональном состоянии, снять комплексы, мешающие журналисту в его работе.

Активное формирование и развитие познавательных способностей будущих журналистов  происходит в ходе самостоятельной работы над индивидуальными и групповыми творческими заданиями, сюжетами  и публикациями.

Метод самостоятельной практической работы позволяет научить старшеклассников извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения.

Качество подготовки будущих журналистов во многом зависит от практики, поэтому огромное значение отводится выездным занятиям.

Различные интервью и пресс-конференции, работа на поселковых и школьных мероприятиях, посещение выставок и спектаклей, организация опросов и анкетирования школьников, позволяют детям и подросткам в реальной ситуации применить свои знания, отработать приобретенные навыки журналисткой работы.

Наиболее успешно выполненные творческие задания становятся основой для публикаций в газете, как детской «Радужный мир», так и взрослой «Новости Приобья» или входят в телевизионную информационную программу. Для этого налажено  сотрудничество с различными печатными СМИ, телестудиями посёлка и района.  Это способствует созданию у школьников ориентации на успех в обучении и дает моральное удовлетворение результатами своего труда.

 3. Оценка эффективности реализации программы:

Программа «ЮНПРЕСС» предусматривает предварительную, промежуточные и итоговую аттестации.

Анализ проведенных предварительных диагностических результатов, в начале прошлого учебного года  показал, что 34% детей и подростков творческого объединения «Современник» владеют  лишь самыми простыми формами диалога, нет навыков рассуждения, навыков работы на компьютере.  Каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера. К концу года, как вы видите на слайдах, показатели значительно изменились.

Обучающиеся многое знают, но ещё больше умеют. Пример тому — любая журналистская работа,  созданная воспитанниками.

Также разработаны требования к уровню освоения содержания курса, на слайде приведены некоторые из них.

Итоговая аттестация показала, что за год нашей работы было подготовлено 25 телевизионных репортажей, 5 информационных программ,  18 статей, в том числе и в «Новости Приобья».

Сюжеты «НТВ-шки» транслируютчя по местному, районному и окружному каналам. Также были подготовлены 2 социальных ролика, которые приняли участие во Всероссийском конкурсе молодежной журналистики. Среди двухсот претендентов на победу, Новоаганская детская студия «НТВ-шка» заняла 4-е место.

Трое ребят стали финалистами окружного конкурса и участниками школы молодёжной журналистики в Пыть-Яхе. Мы стали победителями окружного фестиваля «Знаменательные даты России», посвящённого 65-й годовщине Победы в ВОВ.

4. Конкретизация общего механизма:

Разработана и отработана  общая структура занятий.

Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенство­вания; (застенчивый работает больше в группе, рассеянный – в режиме четкого алгоритма действий).

Перед занятием обязательно провожу  зарядку, но информационную. Путём дискуссий выбираем лучшую новость дня. Таким образом, исчезает несерьезное отношение к поиску темы.

Свежие тексты сюжетов или статей  я раздаю детям в сопровождении «Проверочных листов». Ребята оценивают прочитанное на соответствие определенным критериям.  Так мы учимся редактировать.

По итогам занятия обучающиеся получают методические рекомендации с материалами занятия. Это  своего рода подсказка-напоминалка.

У нас есть своя копилка игр и сценариев, которая помогает сделать жизнь студии разнообразной, веселой и интересной.

Сегодня в студии Детско-молодёжного телевидения «НТВ-шка» занимаются более 40 обучающихся. Ребята продолжают готовить отдельные сюжеты о наиболее интересных событиях из  молодёжной жизни посёлка. Готовят выпуски ежемесячной информационно-развлекательной программы «Ньюс-вести» с множеством рублик.

 «Жили-Были» — заявлена, как рубрика, освещающая жизнь подростков, разнообразие их интересов.

 «Эхо школьных коридоров» — рубрика заявлена для освещения школьной жизни»

«Лицом к лицу» актуальные интервью в свободной обстановке с интересными личностями, как детьми, так и взрослыми.

«Объективный взгляд» — фоторепортажи на экологическую тему, этические, эстетические  нормы.

 «За зеркальной гранью» — в этой рубрике совместно со специалистами, решаются социальные проблемы: правонарушения, конфликты, подростковый суицид, алкоголизм, наркомания и т. д.

«Под пристальным вниманием» — освещение акций и марафонов, объявленных в посёлке, районе, округе.

Рубрика “Кис, брысь, мяу” рассказывает о животных, как ухаживать за домашними питомцами, знакомит с исчезающими видами.

 «Хохмограф» —  юмористическая страница. Шутки,  веселые истории, «Ералаши».

Именно дети – источник всех этих идей и задумок. Ведь кто, кроме них, самих знает, что интересно и полезно сверстникам. Дети, в отличие от взрослых, всегда полны оптимизма и искренней радости, от них исходит свет и добро – как раз та вдохновляющая энергия, которая сегодня так нужна в нашем телеэфире.